На художественном совете, где происходила позорная процедура изгнания Юдиной из Института, столкнулись противоположные силы – добро и зло, просвещенность и воинствующая некомпетентность, благородство и трусливое приспособленчество, широта и объективность взглядов с «мировоззрением», выросшим из мертвой, искусственной схемы. И победило зло, притворившееся добром.Победили те, кто вместе с П.Г. Козловым считал «своим гражданским долгом <…> заявить о том, что кандидатура М.В. Юдиной <…> как воспитателя молодых советских музыкантов» абсолютно не подходит. «Ее авторитет настолько велик, что он давит, что он мешает, что он зачастую просто напросто срывает нам все то, <…> что мы считаем правильным и необходимым в работе с молодежью. <…> Пропаганда творчества людей совершенно открытой антисоветской направленности, как Стравинский и Жоливье, в музыкально-педагогическом Институте совершенно неуместна. Это бестактно. Это крупнейшая ошибка политического характера».Не помогли настойчивые возражения профессора А.Д. Готлиба. Сильнее оказалось вульгарно-социологическое мышление Козлова и иже с ним. Действующие лица
Адольф Давидович Готлиб, профессор по классу камерного ансамбля
Павел Геннадьевич Козлов, преподаватель теоретических дисциплин
Анна Константиновна Мельникова, зав. кафедрой марксизма-ленинизма
Иван Моисеевич Немыря, полковник, зав. кафедрой гражданской обороны
Юрий Владимирович Муромцев, ректор Института
Нина Александровна Вербова, профессор кафедры сольного пения
Александр Сергеевич Илюхин, профессор, зав. кафедрой народных инструментов
Готлиб: Меня интересует, почему Козлов относит Стравинского к антисоветской группировке?Козлов: На основе его высказываний. Это известный реакционно настроенный музыкант.Готлиб: Вы говорите – антисоветский.Козлов: Вы согласны, что Стравинский наш ярый враг?Готлиб: Я не согласен, что не следует знакомиться с произведениями Стравинского, в частности, с концертом, который предполагается исполнять. Я не вижу в концерте ничего идеологически вредного для нашего студенчества.Присоединяется самый «крупный специалист» по Стравинскому:…Полковник Немыря: Может ли быть профессор с такими убеждениями в нашем вузе?...Она избрала программой своего концерта Стравинского (всем известна его брошюра с высказываниями явно реакционными и клеветническими против Советского Союза, против музыкальной культуры). Она выбрала именно его произведения. Воспользовалась моментом, что директор лег в госпиталь, протянула программу.Победили те, кто, толком не зная Марии Вениаминовны, не представляя себе масштаба и значения ее деятельности, «слышали от других» о ее религиозности и выносили приговор:Мельникова: Если это правда, мы должны с ней распроститься.Немыря: У нее религиозные убеждения. У меня нет фактов. Но в том, что она очень религиозна, убежден, в этом сказывается вся ее деятельность.Муромцев говорит о мистико-религиозной тенденции в подборе репертуара, которая, по утверждению профессора Н.А. Вербовой, господствовала в классе камерного пения. «По существу дело не изменилось и сейчас», - подтверждает он.Вербова: Я помню, я пришла к Юрию Владимировичу и сказала, что этого терпеть нельзя, дайте ей скрипку, виолончель, где не будет текста.Илюхин: Советская идеология несовместима с религиозными убеждениями <…> Шесть – восемь месяцев не платила профсоюзные взносы, бравируя этим. Профсоюзы, как известно, школа коммунизма. Какой пример она подает?Мельникова: <…> нельзя называть религиозного человека несоветским. Сказать в адрес Юдиной, что она не советский человек, этого никто не скажет…Религиозные люди тоже советские люди.Илюхин: Советскому человеку несвойственны религиозные убеждения.Мельникова: Педагогу это не должно быть свойственно, а не советскому человеку.Немыря: Анна Константиновна, советский человек не может быть религиозным. Советская идеология не позволяет, это не совместимо с коммунистической моралью.М.А. Дроздова "Уроки Юдиной". Издательство Классика XXI. М. 2006