мир хижинам, война дворцам
СВИДЕТЕЛИ/СВИДЕТЕЛЬСТВА
Мария Вениаминовна большую часть жизни вела преподавательскую деятельность, несмотря на то, что ее неоднократно увольняли за религиозные взгляды и симпатии к западной музыке. Пианистка регулярно устраивала тематические концерты с участием студентов своего класса, стремилась к расширению учебного репертуара. Среди ее учеников А. Артоболевская, А. Баланчивадзе, Д. Гольдберг, В. Деревянко, М. Дроздова, Л. Маркиз, Ю. Понизовкин, М. Чулаки.
Марина Анатольевна Дроздова

Пианистка, профессор Российской Академии
Музыки им. Гнесиных (специальное фортепиано).
Ученица Марии Вениаминовны Юдиной.

Алексей Борисович Любимов

Советский и российский пианист, клавесинист, органист, дирижёр, педагог. Народный артист Российской Федерации.
Мария Юдина оказала большое влияние на формирование Любимова-музыканта.

М.Юдина и студенты Гнесинки на Первомайской демонстрации. 1951 г.
<…> с этой осени я профессор на пенсии, меня «выжили» из Гнесинского института именно за мое – простите, - превосходство, за европеизм, за все поголовные «отлично» моего класса, за любовь студентов ко мне, за открытое исповедание веры в Бога.
1932 - 1934
Петроградская (Ленинградская) Консерватория (специальное фортепиано). М.В. Юдина уволена в рамках борьбы с религиозными взглядами преподавателей.
1921 - 1930
Московская Консерватория
(1936-1946 - вела класс специального фортепиано, 1937-1951 - камерное пение)
1936 - 1951
"Трудовая книжка"
РАМ им. Гнесиных (класс камерного пения, класс камерного ансамбля). Уволена из-за своих православных убеждений и за симпатии к современной западной музыке (включая эмигрировавшего Игоря Стравинского).
1944 - 1960
Тбилиская консерватория (руководила занятиями в аспирантуре). М.В. Юдина перешла на работу в Московскую Консерваторию.
М.В. Юдина и композитор А.М. Волконский после исполнения “Musica stricta. Fantasia ricercata”. 6 мая 1961 год. Концертный зал Института имени Гнесиных.
Фрагмент стенограммы заседания художественного совета, по итогам которого М.В. Юдина была уволена из института имени Гнесиных (июнь 1960 года)
(нажми, чтобы увидеть полный текст)
На художественном совете, где происходила позорная процедура изгнания Юдиной из Института, столкнулись противоположные силы – добро и зло, просвещенность и воинствующая некомпетентность, благородство и трусливое приспособленчество, широта и объективность взглядов с «мировоззрением», выросшим из мертвой, искусственной схемы. И победило зло, притворившееся добром.

Победили те, кто вместе с П.Г. Козловым считал «своим гражданским долгом <…> заявить о том, что кандидатура М.В. Юдиной <…> как воспитателя молодых советских музыкантов» абсолютно не подходит. «Ее авторитет настолько велик, что он давит, что он мешает, что он зачастую просто напросто срывает нам все то, <…> что мы считаем правильным и необходимым в работе с молодежью. <…> Пропаганда творчества людей совершенно открытой антисоветской направленности, как Стравинский и Жоливье, в музыкально-педагогическом Институте совершенно неуместна. Это бестактно. Это крупнейшая ошибка политического характера».

Не помогли настойчивые возражения профессора А.Д. Готлиба. Сильнее оказалось вульгарно-социологическое мышление Козлова и иже с ним.



Действующие лица


Адольф Давидович Готлиб, профессор по классу камерного ансамбля

Павел Геннадьевич Козлов, преподаватель теоретических дисциплин

Анна Константиновна Мельникова, зав. кафедрой марксизма-ленинизма

Иван Моисеевич Немыря, полковник, зав. кафедрой гражданской обороны

Юрий Владимирович Муромцев, ректор Института

Нина Александровна Вербова, профессор кафедры сольного пения

Александр Сергеевич Илюхин, профессор, зав. кафедрой народных инструментов



Готлиб: Меня интересует, почему Козлов относит Стравинского к антисоветской группировке?

Козлов: На основе его высказываний. Это известный реакционно настроенный музыкант.

Готлиб: Вы говорите – антисоветский.

Козлов: Вы согласны, что Стравинский наш ярый враг?

Готлиб: Я не согласен, что не следует знакомиться с произведениями Стравинского, в частности, с концертом, который предполагается исполнять. Я не вижу в концерте ничего идеологически вредного для нашего студенчества.

Присоединяется самый «крупный специалист» по Стравинскому:…Полковник Немыря: Может ли быть профессор с такими убеждениями в нашем вузе?...Она избрала программой своего концерта Стравинского (всем известна его брошюра с высказываниями явно реакционными и клеветническими против Советского Союза, против музыкальной культуры). Она выбрала именно его произведения. Воспользовалась моментом, что директор лег в госпиталь, протянула программу.

Победили те, кто, толком не зная Марии Вениаминовны, не представляя себе масштаба и значения ее деятельности, «слышали от других» о ее религиозности и выносили приговор:

Мельникова: Если это правда, мы должны с ней распроститься.

Немыря: У нее религиозные убеждения. У меня нет фактов. Но в том, что она очень религиозна, убежден, в этом сказывается вся ее деятельность.

Муромцев говорит о мистико-религиозной тенденции в подборе репертуара, которая, по утверждению профессора Н.А. Вербовой, господствовала в классе камерного пения. «По существу дело не изменилось и сейчас», - подтверждает он.

Вербова: Я помню, я пришла к Юрию Владимировичу и сказала, что этого терпеть нельзя, дайте ей скрипку, виолончель, где не будет текста.

Илюхин: Советская идеология несовместима с религиозными убеждениями <…> Шесть – восемь месяцев не платила профсоюзные взносы, бравируя этим. Профсоюзы, как известно, школа коммунизма. Какой пример она подает?

Мельникова: <…> нельзя называть религиозного человека несоветским. Сказать в адрес Юдиной, что она не советский человек, этого никто не скажет…Религиозные люди тоже советские люди.

Илюхин: Советскому человеку несвойственны религиозные убеждения.
Мельникова: Педагогу это не должно быть свойственно, а не советскому человеку.

Немыря: Анна Константиновна, советский человек не может быть религиозным. Советская идеология не позволяет, это не совместимо с коммунистической моралью.


М.А. Дроздова "Уроки Юдиной". Издательство Классика XXI. М. 2006